Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2018.04.23 · 03:32 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМЦМКДискуссииРелизы
2013.02.19 — Культ денег. Обаяние богатства или трагедия потребительства? — реплика
.


ДИСКУССИЯ

КУЛЬТ ДЕНЕГ.
ОБАЯНИЕ БОГАТСТВА ИЛИ ТРАГЕДИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА?

19 февраля 2013 года


место проведения: Омский областной Дом журналиста
адрес: г. Омск, ул. Ленина, 34 → местонахождение – карта города
МНЕНИЯ • РЕПЛИКИ


Алексей Валентинович
Носов

частный исследователь,
философ


Искусственно насаждаемый культ денег:
объективная и субъективная составляющие


Синопсис: Культ денег имеет объективные предпосылки. Но насаждается он осознанно, псевдоэлитой, занимающей своё положение не по способностям. Этот культ разрушителен для общества.

Обсуждаемый предмет – осознанно насаждаемый культ денег – основывается на двух базовых понятиях. Это «деньги» как объект поклонения (культа) и «субъект культа» – субъект, насаждающий культ для использования в своих интересах. Поскольку данный субъект для масштабного внедрения культа должен обладать большими медийными и материальными ресурсами – иначе получился бы не стоящий внимания локальный культ – то можно назвать его «элитой»; он необходимо должен располагаться близко к вершине социальной иерархии.
Рассмотрим оба компонента.

1. Деньги

Роль денег в современном мире существенно изменилась даже в сравнении с недавним прошлым (1980-е годы). Причина – изменения в технологическом укладе и вызванные ими изменения социальной структуры развитых обществ.
Ранее деньги отражали движение материальных ресурсов. Источников новой стоимости (условно «денег») было два: природные ресурсы и труд людей. Процедура массового денежного обращения упрощенно выглядела следующим образом: человек работал, обменивая свой труд и/или его результаты на универсальное средство обмена (деньги) – на эти деньги приобретал результаты труда других членов общества. Существовали иные, спекулятивные методы перераспределения ресурсов, но они не нарушали основной схемы.
В современном мире добавился ещё один весьма существенный и приобретающий всё большую значимость источник стоимости – функционирование автоматических систем без участия человека. Это изменение разрушает приведённую ранее схему денежного обращения: человек исключается из производственного процесса и перестаёт как зарабатывать, так и тратить деньги прежним способом. В развитых странах, например, в США, что-то производит порядка 30 % трудоспособного населения, т.е. примерно 15 % всего населения; этого хватает для снабжения общества всем необходимым и не только необходимым. Это означает, что все остальные члены общества либо исключаются из денежного обращения, либо участвуют в суррогатном денежном обращении, ничего не отдавая взамен получаемых кем-то (чем-то) произведённых благ. Подобные изменения могут вызываться не только функционированием автоматических производственных систем, но и использованием дешёвого труда населения неразвитых стран – для жителей развитых стран огромная масса ресурсов поступает извне без всяких затрат времени и усилий с их стороны.
Следствиями являются разрушение прежних схем распределения общественного продукта, основанных на денежном обращении, отрыв денежного обращения от обращения материальных ресурсов и виртуализация денег, замена их суррогатами того, что ранее было деньгами – кредитные деньги, деривативы, производные финансовые инструменты, фьючерсы на поставку фьючерсов и опционы на приобретение опционов. Так, банки США имеют право выдачи кредитов на суммы, на порядки превышающие их активы; объём сделок на рынке нефти на порядок и более превосходит стоимость добываемой нефти и т.д.
Как следствие, ни одна из описанных в учебниках по экономике функций денег в современном мире ими не выполняется. Деньги перестают быть средством накопления (при некотором уровне кредитования вызываемая суррогатными деньгами инфляция делает накопление невозможным), средством платежа (если покупательная способность, курс национальной валюты определяются достаточно произвольно, то появляется возможность получения ресурсов даром), управления экономикой – виртуальные деньги перестают быть носителем информации о производстве и потоках материальных ресурсов.
Как следствие – появляется возможность сакрализации денег, создания из виртуальных денег фетиша, культового объекта. Остаётся только ждать субъекта, который создаст такой культ и начнёт использовать в своих интересах.

2. Элиты

Понятие «элита» имеет по меньшей мере два значения: лучшие люди общества и люди, тем или иным образом просто оказавшиеся на вершине социальной (экономической, политической) иерархии. Эти два значения могут определять одну и ту же группу людей или совершенно различные группы.
Настоящая элита – лучшие люди общества – заинтересованы в развитии общества, в расширении ресурсной базы этого развития, в том числе в расширении своего круга, в развитии окружающих людей.
Случайная же элита, псевдоэлита, занимающая своё положение в обществе не по своим качествам, заинтересована в противоположном: в прекращении развития, ставящего под сомнение её положение, в снижении конкуренции на верхних уровнях иерархии общества. При этом ограничений на используемые для удержания положения в обществе методы немного, и метод психологической войны против населения, в том числе создание разнообразных миражей, фетишей и культов, достаточно распространён.
При больших социальных изменениях, в том числе вызываемых технологическим развитием общества – сегодняшнее состояние развитых стран и их обществ – обычно происходит и смена элиты. Качества, на основании которых «старая» элита занимает своё положение, устаревают и заменяются новыми, и «старая» элита превращается в псевдоэлиту, стремящуюся удержать своё положение. И насаждение предрассудков, в том числе и культа денег – одно из средств её сохранения.

Таким образом, имеются как объективные, так и субъективные предпосылки для создания и использования культа денег. Его наличие и сознательное использование может быть подтверждено наблюдаемой пропагандой такого культа – пропаганда всегда ведётся кем-то и с какой-то целью, существует субъект, её организующий и использующий.
Сам по себе культ денег достаточно разрушителен, он вызывает к жизни устаревшие и даже архаичные общественные практики. Так, замена в массовом сознании представления о богатстве как работающем предприятии, характерном для индустриального общества, на представление о богатстве как большом количестве дорогих предметов (в том числе денег), характерном для традиционного общества, говорит о деградации общества.

19 февраля 2013
Омск


программа фото участники • отклики

отклики направлять в формате DOC в адрес редакции Бюллетеня ИННОВАТИКА

* Мероприятия мультипроекта ОМ проводятся на безвозмездной основе.

Каждый участник заседания Клуба может принять участие в формировании программы мероприятий,
предложив интересную тему для обсуждения в формате дискуссии или «круглого стола», представив
новый научный, оригинальный творческий или бизнес-проект для проведения презентации.

Каждый желающий, разделяющий принципы деятельности Клуба, может принять непосредственное участие
в заседаниях в качестве оппонента, модератора или эксперта, оказать посильную помощь или материальную
поддержку в организации и проведении мероприятий Клуба.

Для этого достаточно направить свои предложения на контактный адрес электронной почты.
В сообщении, чтобы обеспечить обратную связь, просим указывать без сокращений:
Ф.И.О., должность, организацию и контактную информацию.


контакты:
тел.: +7 (3812) 68 65 89 — Центр Маркетинговых Коммуникаций
e-mail: innovatica@mail.ru


ПАРТНЁРЫ КЛУБА

 
 
ОМ  —  Релизы
 —  tags: богатство, культ денег, цивилизация, потребительство, дискуссия, кризис
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD